Токарный станок TSA-16

Учебное токарно-винторезное оборудование традиционно выделяется в отдельный класс, хотя функциональные отличия можно четко определить далеко не всегда. Обычно такие станки создаются на базе распространенных моделей, сохраняя оригинальную компоновку, но при этом конструкция претерпевает упрощения. Такие изменения сказываются на следующих признаках:

  1. Стоимость.
  2. Меньшая склонность к поломкам, в том числе и от небрежного отношения.
  3. Более простой ремонт.
  4. Отсутствие сложных для понимания функций, использование которых требует уровня мастерства.

Назначение подобной техники — обучение работе, и встретить ей можно в учебных заведениях: школах, профессиональных училищах. Так же их можно встретить в различных мастерских, где не требуются слишком сложные по форме изделия, но точность исполнения имеет значение.

Описание и назначение

Польский токарный станок TSA-16 изначально создавался, как учебный. За основу был взят широко распространенный на тот момент SR-80, в конструкцию которого были внесены небольшие доработки. Результат для своей категории получился значительным, и данная модель не теряет актуальности и сейчас.

Преимущества ТСА:

  1. Простое и понятное управление.
  2. Высокая надежность и низкий показатель отказов.
  3. Наличие гитары и коробки Нортона, что делает его токарно-винторезным станком, то есть позволяет механизировать процесс нарезки метрической дюймовой резьбы с помощью резца.
  4. Широкий диапазон степеней скоростей шпинделя. При необходимости допускается обработка не только металлических заготовок, но и деревянных и пластмассовых. Это позволяет сэкономить на дополнительном узкоспециализированном оборудовании, если оно требуется нечасто.
  5. Достойная точность (класс Н).
  6. Невысокая стоимость. Это один из самых доступных в своем классе вариантов.
  7. Компактные размеры, не требующие много места и усиленного фундамента для установки.
  8. Возможность работы с различными видами механообрабатывающего инструмента. В учебных целях чаще применяются ГОСТовские резцы.

    TSA-16 позволяет производить полноценное обучение работе с присвоением категории. На нем выполняются все основные виды токарных операций:

  9. Проточка наружных поверхностей типа цилиндр или конус.
  10. Расточка внутренних поверхностей.
  11. Торцевание.
  12. Отрезка.
  13. Нарезание канавок.
  14. Сверление с помощью сверла, неподвижно зажатого в задней бабке.
  15. Нарезание резьбы, как с помощью коробки подач, так ручным слесарным инструментом (метчик, плашка).

Применена типовая компоновка, в которой отсутствуют слабые места или излишне сложные технические решения. При этом качество изготовление и сборки высоко.

В типовой комплект оснастки входят подвижный люнет, позволяющий более точно устанавливать заготовку, набор зубчатых колес для гитары и быстрозажимное устройство на основе цанг.

К СВЕДЕНИЮ: Доступны дополнительные приспособления, среди которых стационарный люнет и поперечный суппорт.

Технические характеристики

  1. Тип станка: настольный прецизионный токарно-винторезный.
  2. Управление: ручное. Механизирована лишь подача в продольном направлении посредством ходового винта.
  3. Базовые габариты: 1220 мм х 600 мм.
  4. Общая масса: 150 кг.
  5. Диаметр штатного патрона: 80 мм. При необходимости может переставляться с учетом особенностей ТСА. В штатном комплекте используется быстрозажимное исполнение, позволяющее быстро переставлять изделие.
  6. Высота центров: 80 мм при расстоянии между ними 380 мм.
  7. Допустимый диаметр обрабатываемой заготовки: 160 мм (над станиной) или 62 мм (над кареткой).
  8. Отверстие в шпинделе для подачи пруткового материала: 17мм.
  9. Допустимое сечение резца: 8 мм х 8 мм.
  10. Подачи: 9 (от 0,08 до 3 мм/об).
  11. Частота оборотов: 100 мм/об, 160 мм/об, 240 мм/об, 360 мм/об, 400 мм/об, 640 мм/об, 960 мм/об, 1430 мм/об.
  12. Конус Морзе №1.

Все параметры и характеристики приведены в паспорте на TSA-16. Любое обучение должно начинаться именно с ознакомления с технической сопроводительной документацией. Полезно сделать выкопировки основных схем, таблиц и требований и разместить их на рабочем месте.

Устройство

Полное представление способны дать компоновочная, кинематическая и электрическая схемы станка.

Основные части:

  1. Массивная станина, опирающаяся на две тумбы. Для усиления прочности при разумной массе она имеет коробчатую конструкцию, упрочненную ребрами жесткости. На неё установлены направляющие для монтажа бабок и суппорта. Данный модуль в сборе устанавливается на подходящий стол и крепится винтами.

    ВАЖНО: Необходимо своевременно удалять стружку с направляющих и производить смазку. От их состояния зависит общая работоспособность, а процесс восстановления достаточно сложен.

  2. Передняя шпиндельная бабка. В её корпусе устанавливается на подшипниках шпиндель с внутренним конусом для переходной втулки. С другой стороны установлен 4-ступенчатый шкив, соединенный ременной передачей с двигателем.
  3. Коробка подач. На неё передается вращение от шпиндельного узла с помощью гитары. Дальше, вращающий момент передается на продольный винт, механизирующий процесс осевой подачи инструмента в каретке.
  4. Суппорт с жестко закрепленными на нем фартуком и 4-резцовым резцедержателем. От него зависит положение инструмента в процессе инструмента и точность его перемещения (которая задается и контролируется рукояткой с лимбом, соединенными с резцовыми салазками).
  5. Задняя бабка. Она позволяет поджать изделие с противоположной стороны. Для этого предусмотрено перемещение по продольным направляющим, механизм фиксации и регулируемое выдвижение гильзы. Конструкция позволяет выдерживать правильное положение относительно станины и осевой линии.

ВАЖНО: Для поддержания работоспособности и обеспечения долгого срока службы важно производить техническое обслуживание станка, его уборку и периодически проверять его на технологическую точность.

Схема смазки токарного станка TSA 16

Основные мероприятия по обслуживанию заключаются в следующем:

  1. Проверка состояния основным систем. Для этого применяется внешний осмотр или опытное использование (например, для проверки кнопки экстренной остановки).
  2. Смазка в соответствии со схемой, на которой нанесены соответствующие точки. Процесс разделен на механизированное и ручное выполнение. В первом случае от рабочего требуется контроль уровня масла в системе. Во втором – смазка производится с помощью масленки. Важно использовать смазочные материалы, указанные в инструкции – для подшипников и направляющих требуются разные марки.
  3. Уборка от грязи и стружки. Они негативно влияют на соприкасающиеся поверхности и способствуют повышенному износу. Желательно производить очистку после завершения работы.
  4. Периодическая капитальная очистка. Она зависит от интенсивности использования и применяется достаточно редко.
Ссылка на основную публикацию