Токарный станок ИЖ 1И611П

Невзирая на то, что с момента выпуска первого экземпляра токарного станка ИЖ 1И611П прошло порядка 50 лет, оборудование не утратило своей актуальности и широко используется в цехах предприятий промышленности. Факторами, определяющими долголетие модели, являются надежность, точность металлообработки, разнообразие выполняемых операций.

Назначение станка

Оборудование применяется для производства широкого спектра работ с заготовками из любых металлов. Токарно-винторезный станок ИЖ 1И611П позволяет выполнять такие операции:

  • фрезеровку;
  • шлифовку поверхностей, в том числе и внутренних;
  • точение в центрах, в патронах с зажимными элементами цангового либо кулачкового типа;
  • обработку металла резанием.

Технические возможности 1И611П позволяют выполнять любые операции с цилиндрическими и конусообразными деталями (за исключением обработки давлением), нарезку винтовой, модульной или дюймовой резьбы повышенной точности. Оборудование отличается компактными размерами (1,77х1,3х0,97 м) и обладает массой 1120 кг, что допускает его использование не только на крупных предприятиях, но и в передвижных железнодорожных и автомобильных ремонтных мастерских, цехах, расположенных в высотных зданиях. Универсальность применения и надежность станка обусловлены следующими особенностями конструкции:

  • крепление головы резца осуществляется без зазоров, что позволяет добиться исключительной жесткости узла;
  • отсутствие потребности в замене шестерни гитары при необходимости изменения типа резьбы;
  • размещение емкости с охлаждающей эмульсией и электрооборудования в отдельном контейнере;
  • система отведения стружки в специальный стружкосборник.

Технические характеристики

Характеристики станка токарного по металлу 1И611П предусматривают возможность работы с деталями и болванками длиной до 500 мм с максимальным диаметром:

  • до 250 мм — над станиной;
  • до 125 мм – над суппортом.

Вращение шпиндельного модуля осуществляется с частотой 20-2000 об/мин в прямом направлении. В шпинделе имеется отверстие диаметром 25 мм, посадочный конус по шкале конусности отвечает категории Морзе 5. Подачи выполняются суппортом в пределах:

  • поперечные – от 0,005 до 0,9 мм на каждый оборот;
  • продольные – 0,01-1,8 мм/об.

Максимальное расстояние передвижения каретки составляет 500 мм, причем суппорт не приспособлен к быстрым перемещениям. Основные компоненты в электрической схеме – трехфазные электродвигатели:

  • смазочного насоса – мощностью 0,08 кВт;
  • насоса жидкостного охлаждения – 0,125 кВт;
  • главного привода – 3 кВт.

Конструкция, важнейшие узлы и элементы

Станина

Базовый элемент, отлитый из чугуна, на котором размещаются ключевые узлы и механизмы. Станина поставлена на массивную подставку и имеет четыре направляющие: по паре плоских и призматической формы. В качестве основания передней бабки используется фронтальная призма.

С лицевой стороны установлена полка, предназначенная для ограждения ходового винта от жидкого охладителя и отходов металлообработки. Внутри размещен редуктор главного хода и электрический двигатель, элементы систем охлаждения и смазки. В тумбе установлен сосуд для использованных смазочных и охлаждающих материалов. Органы электрического управления станком находятся на правой панели.

Передняя бабка

Узел, использующийся для фиксации и удержания детали в процессе ее обработки. По центру передней бабки располагается шкив, соединяющийся с редуктором четырьмя приводными ремнями. Кинематическая схема также включает в себя зубчатую муфту и перебор. Переключение шестерней перебора и муфты осуществляется при помощи смонтированных с внешней стороны рукояток. Специальный блокировочный механизм предотвращает синхронный запуск муфты и перебора.

Внутри рассматриваемого элемента станка размещена коробки подач и скоростей, служащие для регулирования оборотов шпинделя (всего 12 вариантов). На корпусе узла также имеется рукоять для переключения трензеля и звена перемены шага резьбы.

Задняя бабка

Элемент конструкции, использующийся для подтягивания и крепления деталей и болванок значительной длины в целях обеспечения соосности и недопущения радиального биения, фиксации плашек, разметчиков, разверток и прочих зенкерных инструментов. Задняя бабка крепится к направляющим станины посредством эксцентрика. Для обработки конических деталей корпус может быть смещен в ту или иную сторону от центральной оси на 10 мм.

Перемещение пиноли и ее фиксация осуществляется посредством рукоятки. Устройство задней бабки может предусматривать наличие как обычного, так и встроенного вращающегося центра, которым комплектуются токарные станки ИЖ 1И611П, чьи технические характеристики допускают скоростную металлообработку. В агрегатах такой модификации используется иная кинематическая схема и, соответственно, чертежи задней бабки станка токарного 1И611П отличаются.

Шпиндель

Основной элемент агрегата, представляющий собой пустотелый вал с конической прорезью, применяющийся для крепления металлообрабатывающего инструмента и приспособлений. Крепление планшайбы на шпинделе осуществляется при помощи резьбового соединения.

Совет: Полный список используемого инструмента приводится в техпаспорте и инструкции по работе с токарным станком ИЖ 1И611П.

Качественная и безопасная металлообработка выполняется лишь при надежном креплении шпинделя. Люфты и наличие слабины в подшипниках могут вызвать дрожание резцедержателя, что существенно снизит точность выполняемых операций.

Суппорт и фартук

Суппорт представляет собой специальное устройство, необходимое для крепления и передвижения рабочего инструмента, использующихся в процессе обработки деталей. Продольное перемещение элемента осуществляется при помощи каретки, поперечное – посредством салазок. На суппорте также размещен резцедержатель цилиндрической формы, перемещающийся совместно с ним.

Инструмент для обработки резанием устанавливается в резцедержателе через боковое отверстие и крепится сверху с помощью болтов. Внизу суппорта расположен фартук, соединенный с ходовым винтом и валом и обеспечивающий поступательное движение всего узла. Продольное передвижение каретки осуществляется при вращении винта. Поступательное движение суппорта при иных способах металлообработки выполняется через ходовой вал. Приведение суппорта в движение производится вручную либо автоматически, через коробку передач.

С внешней стороны фартука имеется панель, с помощью которой осуществляется управление подачей суппорта, а также муфты, осуществляющие прямую либо реверсную подачу. Для исключения совместной работы ходового вала и винта предусмотрено наличие блокировочного механизма. Для недопущения сверхнормативной нагрузки на коробку подач в фартуке предусмотрен механизм остановки, обеспечивающий дополнительную жесткость упора при точении на токарном станке ИЖ 1И611П.

Коробка подач

Элемент является соединительным звеном между гитарой, расположенный в торце слева, и ходовым валом и винтом, через который выполняется передача крутящего момента при нарезке резьбы.

Полная спецификация коробки токарного станка ИЖ 1И611П и регулировка механизмов представлены в руководстве по эксплуатации. Смена шага подачи выполняется вручную посредством механического тумблера. Рабочие положения переключателя указаны на схеме, расположенной на внешней части корпуса агрегата. Подобрать необходимый шаг можно лишь сменой шестерней гитары.

Коробка скоростей

С помощью коробки скоростей регулируется скорость вращения шпинделя. Механизм коробки предусматривает трехступенчатое изменение скорости и передачи движения с различными вращающими моментами. Регулирование вращательных движений шпинделя выполняется посредством фрикционной муфты с двумя рукоятками – рабочей и дублирующей. При помощи рукояток можно произвести запуск шпинделя, остановку либо изменение направления его вращения.

Система управления

Для безопасной и эффективной эксплуатации необходимо ознакомиться с основными характеристиками, приведенными в техническом паспорте, тщательно изучить систему управления токарно-винторезным станком.

Следует знать такие нюансы:

  • смазка ходового винта осуществляется автоматически;
  • скорость вращения шпинделя подбирается перед началом обработки заготовки;
  • ремни привода можно заменить без разборки шпиндельного узла;
  • перед выполнением фрезерования необходимо установить соответствующий механизм на поперечной каретке суппорта, для повышения точности перемещения можно использовать верньер;
  • особенностью системы управления суппортом является реализация мнемонического принципа – суппорт перемещается в ту сторону, в которую отклоняется рукоятка;
  • с тыльной стороны станка отсутствуют какие-либо рычаги и узлы, что значительно облегчает расположение оборудования в стесненных условиях.

Ссылка на основную публикацию