Токарный станок 1М95

Высокоточные токарные винторезные станки пользуются неизменным спросом. Они востребованы в ремонтных мастерских, инструментальных цехах, на машиностроительных предприятиях. Еще больше привлекает потребителей оборудование, способное решать расширенный набор задач. Именно там можно охарактеризовать токарный станок 1м95. Это устройство, кроме проведения типичного набора операций, способно сверлить, фрезеровать, проводить работы долбления. Данный комбинированный станок сегодня уже не выпускается. Ему на смену пришли более современные модификации, что однозначно говорит о применении удачных инженерных решений и компоновки в исходной модели.

Описание

Станок 1м95 выпускался в период с 1966 до 1977 года. Производитель базовой модели, положившей начало рождению целой серии модификаций — Станкостроительный завод города Алма-Аты. Сегодня данное предприятие выпускает изделия 1е95, 1д95, отличающиеся расширенными возможностями обработки металлических деталей.

Известна еще одна модификация базовой модели комбинированного агрегата, под маркировкой 1а95. Данное изделие выпускалось в рамках программы конверсии целым рядом Российских предприятий. Самое заметное отличие от модели 1м95 — наличие специальной системы крепления детали, которая позволяла делать обработку с большим подъемом оси центров, а также предлагала удобный шаг изменения данного параметра.

При разработке 1м95 конструкторы четко очерчивали будущую область использования оборудования. Оно рассчитано на мелкосерийное производство, в том числе в условиях малых стационарных либо мобильных ремонтных мастерских. Паспорт гласит, что устройство способно проводить базовый набор токарных операций:

  • точение поверхностей вращения, цилиндрических, конусных, сложной переменной формы;
  • допустима обработка не только внешних, но и внутренних поверхностей;
  • нарезка резьб модульного, дюймового, питчевого, модульного, метрического класса;
  • обработку заготовок при установке в центрах или после зажима в патроне шпинделя.

Комбинированным станок называется потому, что у него присутствует два основных конструкционных решения. Фактически, это самостоятельный токарно-фрезерный агрегат и сверлильная установка. Каждый из функциональных блоков оснащен собственным приводом на базе электродвигателя.

Значительное расширение набора операций, выполняемых станком, достигается применением дополнительных приспособлений. В их перечень входит блок горизонтального и вертикального фрезерного механизма, специальное заточное устройство, долбежный узел и многое другое. Благодаря этому — станок может заменить большое количество оборудования в мастерской, предлагая качественное выполнение широкого спектра операций.

Технические показатели

Модель 1м95 по точности обработки соответствует норме Н согласно ГОСТ8-82. Технические характеристики:

  • допустимый диаметр при установке детали над станиной, мм, не более — 500
  • допустимый диаметр при установке детали в зоне суппорта, мм, не более — 420;
  • подъем межцентровой линии, мм, относительно поверхности направляющих — 235-355;
  • допустимый подъем шпиндельной оси, мм, относительно поверхности станины — 125-245;
  • РМЦ-1000;
  • максимальная длина точения, мм — 820;
  • максимум диаметра прутка — 32 мм;
  • число ступеней, позиций шестерен коробки скоростей для регулировки оборотов шпинделя — 12, 6 для каждого из направлений;
  • диапазон оборотов шпинделя, в прямом, обратном направлении — от 28 до 1250;
  • шпиндель имеет конус морзе 5 под патрон;
  • фартук, преобразуя вращательное движение приводного винта, перемещает суппорт на максимум 820 мм в продольном, 320 мм в поперечном направлении;
  • предусмотрена блокировка поперечной и продольной подачи;
  • число передач коробки подач — 24 для продольного, 24 для поперечного направления;
  • при фиксации в центрах ограничение массы детали, кг — 100;
  • таблица резьб станке: 23 метрических, 13 модульных, 24 питчевых, 24 дюймовых,;
  • максимум смещения задней бабки, мм, вертикально — 120, продольно — 820;
  • смещение пиноли, для фиксации которой предусмотрена рукоятка — 120 мм;
  • задняя бабка имеет допустимое боковое смещение — 20 мм в каждую сторону относительно нулевой оси;
  • стандарт конуса задней бабки — морзе 4;
  • передняя бабка может перемещаться вертикально на 12 см;
  • максимальный диаметр отверстия, проделываемого сверлильным агрегатом — 25 мм;
  • опускание шпинделя сверлильной установки — до 80 мм;
  • габарит стола для расположения заготовки — 320 мм, возможность смещения по вертикали до 465 мм.

Полные данные о характеристиках оборудования, в том числе долбежного и других дополнительных приспособлений — содержит техническая инструкция описание эксплуатации, иные документы, поставляемые в комплекте к оборудованию. Токарно винторезный станок 1м95 имеет мощность главного привода в 4 кВт, двигатель сверлильного блока — 1100 Вт, заточного приспособления- 800 Вт, насос охлаждающего контура — 120 Вт. Агрегат имеет размеры (для исполнения с межцентровым расстоянием в 1000 мм) — 2750х1255х1670 мм (Д, Ш, В соответственно). Общая масса установки — 2170 кг.

Стоит отдельно отметить, что кинематическая схема и функционал модели рассматриваемого станка не предусматривает системы принудительного торможения шпинделя, быстрой подачи, коробки скоростей, переключающей обороты агрегата для сверления. Данный функционал представлен только в более современных модификациях установки.

Устройство

Станок комбинированный 1м95 имеет классическую компоновку с привычным расположением органов регулировки и настройки режима. Отдельные виды дополнительного оснащения имеют индивидуальные правила установки. К примеру, заточное приспособление, согласно документации — рекомендуется располагать отдельно от основного блока оборудования.

Станина модели 1м95 обеспечивает высокую жесткость. Она выполнена по классической схеме, имеет коробчатую форму. Стенки станины укреплены при помощи поперечных ребер. Направляющие — призматического типа, одна из них предназначена для движения каретки суппорта, по другой смещается блок задней бабки. Станина расположена на двух тумбах основания, слева монтируется основной привод, сам электродвигатель и часть электрохозяйства для его управления.

Блок коробки скоростей способна передвигаться в вертикальном направлении. Он монтируется на направляющих в левой области стола станины. Момент вращения на коробку скоростей передается посредством клиновых ремней, электродвигатель расположен в левом блоке основания.

Конструкция коробки скоростей обеспечивает надежность, стабильность работы, быстрое переключение, предоставляет привычную механику управления при помощи рукояток. Она обеспечивает по 6 ступеней переключения для прямого и обратного вращения, 12 скоростей всего. Кинематика передачи крутящего момента — привычна и стандартна, от валика фрикциона и блок шестерен на цепь подач и шпиндель.

Надежность и долговечность коробки передач достигается применением надежных материалов. Шестеренки выполняются из стали углеродистого класса, проходящей термическую закалку. Чтобы элементы конструкции служили долго — не следует изменять показатели оборотов шпинделя на рабочем ходу.

Коробка подач при нарезании резьб может легко настраиваться соответствующими рукоятками. Выбор нужного типа резьбы можно сделать, ориентируясь на таблицу, установленную на корпусе станка (на щитке коробки).

Блок суппорта также имеет привычную компоновку и конструкцию. Он двигается по направляющим стола станины продольно-поступательно и по соответствующим элементам конструкции каретки поперечно. Это может производиться как механическим способом, так и приводом посредством колеса, ручным способом. Блок резцедержки имеет допустимый угол поворота 45 градусов в каждом из направлений.

Смазка механизма производится согласно инструкции, приведенной в паспорте оборудования. В документации указаны сорта масла, периодичность проведения обслуживания и описание процедуры, а также нормы заливки технической жидкости. Смазка отдельных узлов во время работы станка производится либо методом естественного разбрызгивания с забором из ванны (передняя бабка), либо подачей плунжерным насосом (фартук, направляющие каретки и другие). Отдельный список элементов конструкции смазывается только вручную с помощью масленки.

Допустимый люфт шпинделя

Допустимый люфт шпинделя определяется по характеристикам установочного места и работающих в конструкции подшипников. Рекомендуемый согласно классу точности зазор по посадке составляет 0,005 мм. Предварительный натяг подшипников регулируется гайкой. Изменение посадочного зазора регулируется разъемным регулировочным кольцом. Его шлифуют до достижения нужного показателя, затем устанавливают и окончательно затягивают подшипник второй настроечной гайкой. Начинать работу по регулировке зазоров нужно с внутреннего кольца, которое должно быть прошлифовано по эталонному калибру КП-75.

Допуск биения шпинделя и патрона

При установке на конус шпинделя патрон может создавать люфт по трем схемам:

  • боковой из-за неточного позиционирования;
  • боковой из-за неравномерного прижима кулачков;
  • торцевой из-за недостатков фланцев и посадки на шпиндель.

Допуск биения патрона в сумме с конструкционным биением шпинделя должен быть как можно меньше. Для класса точности Н — предел составляет 50 мкм. Чтобы добиться необходимой точности, нужно проводит расточку кулачков, обработку посадочного конуса, центровку и тщательную регулировку как шпинделя, так и отдельно блока патрона.

Ссылка на основную публикацию